http://mkrf.ru/
Нематериальное культурное наследие
Посиделочный обряд Захаровского района Рязанской области
Посиделки (вечерки) – повсеместно распространенный в дореволюционной России обычай крестьянской молодежи собираться по осенним и зимним вечеркам в коллективной избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили на посиделки с пряжей или шитьем. Парни являлись позднее. Посиделки сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Святочные посиделки собирались ежедневно и отличались от обычных введением в них игр ряженых, инсценировок песен и сказок, представлений народных драм и т.п. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу, игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле.
На Богословской земле, в с. Вороньи Выселки (ныне с.Захарово) посиделки представлены главным образом в ритуально-
На посиделки допускались девушки от 16 лет отроду, женщины среднего и зрелого возраста, молодожены, муж и жена четою. Ребята каким – то посиделкам не принадлежали. Принимали парней и из чужих сел и деревень. Особым уважением пользовались старейшины села, бабушки бывали на посиделках часто, занимались рукоделием, при этом они являлись носителями традиций и обычаев.
На посиделках в Вороньи Выселки принято у молодых девушек было хвалиться своими нарядами. Особенно ценились традиционные народные костюмы, состоящие из панёвы, сшитой из домотканой шерсти темно-
Молодые ребята пользовались на посиделках приятным случаем – свободно сидеть подле своей милой, говорить с нею и перешептываться. Парню, которому понравилась девушка, нужно было обратить на себя внимание. Он мог отобрать у нее предмет рукоделия, (веретено, пяльце и т.д.) обычно со словами: «Надо рыбку поджечь!» На что девушка должна была поцеловать в щеку парня, только после этого он возвращал ей предмет рукоделия. Старейшины, открыто и не стесняясь, давали оценку потенциальному жениху, справлялись о его родителях.
На посиделках разговаривали мало, слухами обычно не делились. После традиционного рукоделия с приходом парней начинались игры и забавы, песни и пляски. Часто до начала веселья поют одни те же песни без всякого разбора, какие придут в голову: заунывные и шуточные, плясовые и лирические. Традиционные народные игры часто использовались с элементами рукоделия. Девушки одевали парням на руки мотки с нитками и начинали сматывать в клубочки. Старейшина обычно всех подзадоривала, выбирая самую ловкую пару. Парни приходили на посиделки с незатейливыми просьбами: вышить узоры на кушаки, расшить кисет, обвязать носовые платки, сделать петлицы к рубахе, и т.д. Девушки охотно выполняли работу, соревнуясь меж собой.
Пляски на Вороньевысельских посиделках разнообразием не отличались, эта могла быть «барыня», «русская», реже – «елецкая». Плясали подолгу, до устали, как девушки, так и парни. После продолжительных плясок да игр хозяева угощали всех свежей выпечкой – хлебом, кренделями, из напитков предпочтение отдавали медовому квасу, очень редко подавали крепкую медовуху, в канун православного праздника. Пьянствовать на посиделках было не принято, так же как сквернословить, устраивать перебранки, уединяться парами. Посиделки блюли целомудрие.
Начинались посиделки обычно к концу сентября, а заканчивались в канун Прощённого Воскресения, на Масленицу. Изредка все же собирались девчата, но без ребят, а по Великому посту -
Не во всех селах и деревнях земли Богословской собирались посиделки. Большие посиделки объединяли несколько близлежащих сёл и деревень: Гладкие Выселки – Большая Лубянка – Лубянка, Субботино – Остроухово – Фурсово, Волынь – Шляхино – Лески.
В большинстве посиделки проходили традиционно, особенности вышеупомянутых посиделок относятся к Богословскому обрядово –посиделочному быту, затем к Воронье высельским большим посиделкам.