Нематериальное культурное наследие

       Посиделочный обряд Захаровского района Рязанской области

                Посиделки (вечерки)  повсеместно распространенный в дореволюционной России обычай крестьянской  молодежи собираться по осенним и зимним вечеркам в коллективной избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили на посиделки с пряжей или шитьем. Парни являлись позднее. Посиделки сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Святочные посиделки собирались ежедневно и отличались от обычных введением в них игр ряженых, инсценировок песен и сказок, представлений народных драм и т.п. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу, игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле.

            На Богословской земле, в с. Вороньи Выселки (ныне с.Захарово) посиделки представлены главным образом в ритуально-обрядовой сфере,  и являются наиболее яркой формой общественного бытия человека. Посиделки учреждали и содержали молодые девушки: на своих улицах, группами человек в 10-15, обычно у одних и тех же хозяев избы, пожилых людей. Девушки приносили из дома керосин (электричества в селе тогда не было), ухаживали за избой. Хозяева избы были гостеприимные, словоохотливые, знающие традиции и обряды своих предков, владеющие традиционными народными промыслами (вышивание, резьба по дереву, плетение и т.д.), у которых всегда можно было на что-то посмотреть и поучиться рукоделию, стряпне и домоводству.
            На посиделки допускались девушки от 16 лет отроду, женщины среднего и зрелого возраста, молодожены, муж и жена четою. Ребята каким 
 то  посиделкам не принадлежали. Принимали парней и из чужих сел и деревень. Особым уважением пользовались старейшины села, бабушки бывали на посиделках часто, занимались рукоделием, при  этом они являлись носителями традиций и обычаев.


               На посиделках в Вороньи Выселки принято у молодых девушек было хвалиться своими нарядами. Особенно ценились традиционные народные костюмы, состоящие из панёвы, сшитой из домотканой шерсти темно-синей клетчатой с украшенным подолом. Носили её в комплекте с рубахой. Будничная была сшита из простой ткани-сатина, скромно украшена. В православные праздники девушки надевали одёжу из качественного холста. Передник (или занавеска) сшит из сатина   и украшен кружевом. А самое главное в костюме 
 шушпан, сшитый в виде свободного кафтана с красной оторочкой. Девицы на выданье в праздник одевали кокошник, сделанный из кумача полотняного переплетения. Украшали кокошник атласом, стеклянными бусами и бисером. Сзади на кокошнике пришивались   разноцветные атласные ленты. Молодые девушки садились в избе на отдельные лавки, брали с собой рукоделие. Старейшин усаживали «на крест» - место возле снопряхи, установленной между лавками. Около старейшин усаживались женщины среднего и старшего возраста, просматривали рукоделие у молодых девушек, помогали советом, делом, занимались более сложными видами декоративно-прикладного  творчества.
               Молодые ребята пользовались на посиделках приятным случаем 
 свободно сидеть подле своей милой, говорить с нею и перешептываться. Парню, которому понравилась девушка, нужно было обратить на себя внимание. Он мог отобрать у нее предмет рукоделия, (веретено, пяльце и т.д.) обычно со словами: «Надо рыбку поджечь!» На что девушка должна была поцеловать в щеку парня, только после этого он возвращал ей предмет рукоделия. Старейшины, открыто и не стесняясь, давали оценку потенциальному жениху, справлялись о его родителях.
           На посиделках разговаривали мало, слухами обычно не делились. После традиционного рукоделия с приходом парней начинались игры и забавы, песни и пляски. Часто до начала веселья поют одни те же песни без всякого разбора, какие придут в голову: заунывные и шуточные, плясовые и лирические. Традиционные народные игры часто использовались с элементами рукоделия. Девушки одевали парням  на руки мотки с нитками и начинали сматывать в клубочки. Старейшина обычно всех подзадоривала, выбирая самую ловкую пару. Парни приходили на посиделки с незатейливыми просьбами: вышить узоры на кушаки, расшить кисет, обвязать носовые платки, сделать петлицы к рубахе, и т.д. Девушки охотно выполняли работу, соревнуясь меж собой.
                 Пляски на Вороньевысельских посиделках разнообразием не отличались, эта могла быть «барыня», «русская», реже 
 «елецкая». Плясали подолгу, до устали, как девушки, так и парни. После продолжительных плясок да игр хозяева угощали всех свежей выпечкой  хлебом, кренделями, из напитков предпочтение отдавали медовому квасу, очень редко подавали крепкую медовуху, в канун православного праздника. Пьянствовать  на посиделках было не принято, так же как сквернословить, устраивать перебранки, уединяться парами. Посиделки блюли целомудрие.
         Начинались посиделки обычно к концу сентября, а заканчивались в канун Прощённого Воскресения, на Масленицу. Изредка все же собирались девчата, но без ребят, а по Великому посту  - и без песен 
 плясок. К весне посиделки совсем заканчивались.
 Не во всех селах и деревнях земли Богословской  собирались посиделки. Большие посиделки объединяли несколько близлежащих сёл и деревень: Гладкие Выселки 
 Большая Лубянка  Лубянка, Субботино  Остроухово  Фурсово, Волынь  Шляхино  Лески.
             В большинстве посиделки проходили традиционно, особенности вышеупомянутых посиделок относятся к Богословскому обрядово 
посиделочному быту, затем к Воронье высельским большим посиделкам. 

 


Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.